Самый оптимальный способ сделать головокружительную карьеру – родиться в нужной семье. Ну, если тебе не подфортило с этим, придется выкарабкиваться вверх по карьерной лестнице самостоятельно. И в этом нелегком пути первый шаг обычно бывает самым трудным. Многие мои однокурсники - статисты были убеждены, что никогда не будут работать по специальности, хотя пять лет учились именно этой профессии. Тратили время, деньги, нервы свои и чужие… И что в итоге? Неверие в себя, свои силы, возможности.
Люди, уже имевшие опыт систематизации информации, постановки цели, добившиеся конкретных результатов в карьерном росте, возмущались этим. Зачем тратить время на изучение того, чем ты не хочешь заниматься, во что не веришь?
Стоячего положения не бывает
Дипломированная молодежь поставлена в довольно жесткие условия рынка. Новому поколению необходимы навыки критического мышления, приема нестандартных решений, активной и всесторонней коммуникации, быстрой адаптации к постоянно меняющейся действительности. Алан Тоффлер в "Футурошоке" писал, что "Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Ибо в мире будущего информация смертна и быстро устаревает. Студенты должны научиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять". Поэтому держи нос по ветру, будь гибким, изменяйся. Еще на третьем курсе реши для себя, что умеешь делать лучше всего. В качестве подсказки можешь использовать мои наметки:
Информация (Человек-Знак)
Я умею:
-добывать;
-анализировать;
-обрабатывать;
-сортировать;
-передавать.
Люди (Человек-Человек)
Я умею:
-коммуницировать;
-находить подход;
-влиять;
-поддерживать связи;
-управлять.
Техника (Человек-Техника)
Я умею:
-обращаться с…
-давать консультации;
-устранять неисправности;
-проектировать;
-решать технические задачи.
Что в активе?
Итак, ты выбрала для себя направление деятельности – Человек-Знак, Человек-Человек или Человек-Техника. Наверняка ты теперь точно знаешь, что умеешь. Например – работать с текстом. Проанализируй, что имеешь в активе. Точно запиши все свои умения и способности. Подумай, где ждут человека с такими способностями? Используя технику мозгового штурма – записывай все, приходящие в голову идеи, даже самые нелепые, не критикуя их. И все же сделай уклон на области твоих интересов.
Что делать, если в выбранной отрасли чувствуешь пробелы в знаниях, недостаточность практической или теоретической подготовки? Учись! Приобретай необходимые знания и умения не жалея денег, сил и времени. Читай литературу, посещай тренинги, семинары, общайся с профессионалами.
Выбери цель и не изменяй ей
Лоренс Питер говорил: "Кто не знает, куда идет, вероятно, придет не туда". Не гонись за престижной кампанией, или модной должностью. Ведь профессия – выбор на всю жизнь и нужно, чтобы работа была в радость. Для начала поставь конкретную цель, сформулированную в позитивном ключе. К примеру: «Я стану классным маркетологом». Смешно, зато позитивно. На этом этапе важно определиться, чего именно ты хочешь. Сформулированная цель станет маяком. Убедись, что воплощение цели полностью зависит от тебя, а не от других людей.
Теперь пришло время определиться, что нужно сделать для достижения этой цели: «Я стану журналистом, для этого мне понадобиться то-то и то-то: связаться с издательствами, собрать информацию о профессии, появляться на тусовкахъ…»
Следующий шаг: выяснить, по каким критериям ты поймешь, что цель достигнута. Например, работа в офисе, свой кабинет, деловой костюм, уважительные взгляды со стороны коллег. Подтверждением может быть фраза твоей мамы: "Ты отлично устроилась" или "Я горжусь тобой".
Обрати внимание на свое окружение, кто может тебе помочь устроиться на жулаемую должность. Это может быть и преподаватель твоего ВУЗа, знакомый из компании, сосед… Чем шире круг знакомств – тем легче найти работу. У нас в Украине больше половины людей находят работу «по знакомству».
Этап заключительный: теперь самое время спросить, а что я могу? Оцени, чего ты добилась к этому моменту, чему научилась, что освоила?
А если все же не берут?
Ты разочарована тем, что на желаемую должность тебя так и не взяли, а время идет, и надо работать? Природа разочарований лежит в педантичных ожиданиях. Смотри на проблему шире. Ведь всегда можно применить полученные навыки в других, смежных областях.
Взрослый человек сделает не однy ошибкy, пpежде чем полyчит pезyльтат. И обычно первая же ошибка становится для него последней - он бросает начатое дело в глубоком разочаровании. Давайте брать пример с детей. Отдохнув, ребенок продолжает свои упражнения и попытки снова. Рано или поздно любой малыш, проявив терпение и настойчивость, встает на ноги. Будем как дети: воспринимать ошибки - как обратную связь. Ошибка - лишь способ изменить поведение, попытаться снова, но иначе. Если тебе, к примеру, отказали в приеме на работу в одной организации, непременно посети конкурентов. Усердие, знания, терпение, общительность, целенаправленное движение и здоровый оптимизм - вот кирпичики твоей профессиональной карьеры. Успехов тебе!