В настоящее время родителей беспокоит больше всего, пожалуй, два основных вопроса: здоровье ребенка и его интеллектуальное развитие. Открываются различные группы развития для малышей, на прилавках полно развивающей литературы, беспокойные матери находятся в поисках все новых и более, как им кажется, эффективных программ развития.
Дети, в свою очередь, становятся неким объектом выгодного вложения средств, либо "товаром" на рынке социального сравнения. К сожалению, немногие родители задумываются о том, что же на самом деле необходимо ребенку. А если и задумываются, то отвечают себе сами: "В жизни моему ребенку это пригодится, он должен пойти в самую лучшую школу и окончить самый престижный университет, и вообще: быть самым-самым!" Цель благородная, но, на мой взгляд, однобокая. По-видимому, видеть в своем ребенке будущего гения, заложено природой. Какая же мать будет мечтать о том, чтобы её дочурка стала домохозяйкой? А какой отец захочет видеть своего сына кондуктором коммерческого автобуса? Понятно, что родители хотят лучшего для своих детей, но зачастую смутно себе представляют, что нужно сделать, чтобы получилось действительно лучше.
Давайте разберем несколько вариантов помех на пути действительно благоприятного развития вашего ребенка:
Склонность родителей сравнивать своего ребенка с другими.
Я думаю, есть немало родителей, которые могли бы себе признаться в том, что они сравнивают свое чадо с чужими детьми. В психологии такой феномен получил название социального сравнения. Несомненно, что такое сравнение помогает нам сориентироваться, нормально ли развивается наш ребенок. Но порой, социальное сравнение доходит до абсурда. Самая распространенная картина - две матери наперебой рассказывают друг другу, на что же способен их ребенок. Или такая ситуация: одна мать рассказывает о достижениях своего ребенка, а другая вздыхает и тихо говорит: "А мы еще считать не умеем, и из алфавита только несколько букв знаем, и букву "р" не выговариваем:" Социальное сравнение полезно в определенных пределах, но оно ни в коем случае не может быть основным средством познания своего ребенка. Все дети развиваются по-разному, и у каждого ребенка должен быть свой рекорд! Вот, вчера он знал только три цвета, а сегодня уже четыре! И не в коем случае не так: Маша знает только три цвета, а Аленка уже четыре.
Миф об интеллектуальном развитии, как о ведущем факторе для дальнейшей успешности ребенка.
Родители совсем забывают о том, что развитие должно быть многосторонним, многомерным и равномерным. Чрезмерное развитие какой-то одной специфической функции, способности приводит к искажению общей картины развития. Интеллект в современном мире, особенно в глазах обывателей, приобретает репутацию основного залога успешности. Эмоциональное, физическое развитие уходят на последний план, и развитие интеллекта идет "вне конкуренции". Кроме того, в понятии многих родителей интеллектуальные способности детей раннего возраста сводятся к объему используемых слов, количеству выученных букв, цифр и стишков. Более "продвинутые" родители начинают обучать ребенка иностранным языкам. Но мало кто из родителей, в сущности, понимает, что и для чего он делает.
Миф о детской сообразительности ("сразу дает ответ, значит умный").
Зачастую дети испытывают на себе раздражение матери из-за того, что не могут быстро сориентироваться в ситуации, ответить на поставленный вопрос и т.д.. Едет мама в автобусе со своим малышом, а рядом сидит пожилая дама, которая обращает внимание на ребенка: "Как тебя зовут? Сколько тебе лет? А в садик ты ходишь?". Мама начинает нервно подсказывать ребенку как его зовут и отгибать пальцы на руках, чтобы он правильно показал "два годика". Интересно, почему мама решила, что ребенок непременно должен дать ответ? А может он не хочет общаться? Или, например, мама решила, во что бы то ни стало научить ребенка считать до десяти: "Раз, два, три:ну повторяй: раз, два, три, четыре.. давай скорее". Ребенок молчит, изучающе смотрит, а потом со смехом бросается к матери обниматься. Мама раздражена, отталкивает, пытается продолжить обучение счету, и даже не замечает, что ребенку сейчас хотелось бы другого.
Стыд за своего ребенка.
Стыд является сильной эмоцией и играет роль регулирования поведения человека в соответствии с нормами. В большей степени стыду подвержены матери, чем отцы. Зачастую можно наблюдать, как любые неприглядные выпады ребенка (крики и истерики на улице или в магазине, ковыряние в носу, почесывания, ёрзания ребенка и т.д. у людей на виду) легко выводят мать из себя. Постоянные одергивания, окрики, замечания вносят не самый лучший вклад в развитие ребенка. Кроме того, родители транслируют и ребенку свой стыд и учат стыдливости, не замечая при этом, что сами сковывают и тормозят нормальное развитие ребенка.
Полусознательное видение ребенка как "должника", которому за время детства набегают "проценты".
Многим родителям трудно увидеть в своем малыше растущую личность. Ребенок часто оказывается всего лишь объектом. Родители вкладывают в ребенка то, что сами хотят видеть в нем и мало учитывают его желания. Зачастую, будучи уже взрослыми, такие дети слышат от родителей "Я же тебя вырастила! Кормила, одевала, выучила! А ты??!!". А вот в данной ситуации себя узнают многие: мама много времени проводит на кухне, а ребенок отказывается кушать. Маме обидно до слез ("Я так старалась!"). На самом деле мама должна понять, что готовила она для себя на самом деле, а ребенок просто сока хотел попить. К сожалению, матери часто допускают подобные ошибки, оттого и устают.
Чувство вины по отношению к ребенку.
Чувство вины является одним из самых разрушительных эмоций. Матери наивно полагают, что если они страдают от чувства вины перед ребенком, то значит, они его очень сильно любят. Мать, которая стремится загладить вину, готова на многое для ребенка. Но нужно ли это ребенку? Не лучше ли для ребенка, если с ним рядом будет уверенная в себе, самодостаточная спокойная мать без невротических замашек?
Итак, каждый должен знать, что интеллектуальное развитие ребенка - не основной вопрос, который должен волновать родителей. Прежде всего, родители должны работать над собой, тогда им будет легче понять, что необходимо ребенку для оптимального и всестороннего развития. Ребенок все впитывает от родителей, как губка. Специальные тренировки и занятия для ребенка раннего возраста может быть и необходимы, но все-таки самым главным фактором в развитии ребенка остается общение и взаимодействие со взрослым в деятельности. Любое спонтанное занятие в бытовых условиях приравнивается к нескольким специальным занятиям. Например, бессмысленно садится с двухлетним ребенком за столик и начинать учить буквы. Куда более эффективно происходит усваивание алфавита, если буквы развешаны по квартире или при чтении книжек и вывесок магазинов. Прививание бытовых навыков также легче происходит в текущей деятельности.
Очень многие матери спрашивают, как приучить ребенка два раза в день чистить зубы, одеваться, смывать воду в унитазе, стирать свои колготки, мыть пол и посуду. На самом деле, просто, не надо мешать ребенку самому этому учиться. Когда полуторагодовалый малыш лезет к маме во время стирки, она пытается отвлечь его, сует ему игрушки, усаживает в манеж или просит, чтобы с ним кто-нибудь поиграл из членов семьи. А ведь он уже готов учиться! Ему необходимо просто поучаствовать в стирке! Если позволять ребенку "помогать" матери, можно быть спокойным о приобретении им элементарных бытовых навыков.
Вредные привычки вроде ковыряния в носу дети тоже перенимают от родителей. Осанка, походка, мимика, жесты, разговорная речь, дурные и полезные привычки - все это берется от родителей практически без разбора. Бесполезно говорить "Надо говорить всегда правду" и тут же пообещать что-то ребенку, а потом не сдержать слова, или привирать при ребенке "для пользы дела". Трудно приучить ребенка читать и стремиться к знаниям, если он сам редко видит своих родителей за книжкой.
Обеспечьте своему ребенку полноценное с вами общение, не отмахивайтесь от него как от назойливой мухи, уважайте мнение вашего ребенка в любом возрасте. Помните, что ребенок сам настроен на развитие. Не надо стремиться развивать ребенка, необходимо создать оптимальные условия для его всестороннего и равномерного развития.