Как выглядит преуспевающий человек? Легкая походка, уверенность в себе, приветливое улыбающееся лицо, ухоженная кожа, безупречно уложенные волосы, нежный едва уловимый парфюм... Можно перечислять до бесконечности эти внешние признаки, одним из которых является тщательно подобранный гардероб. Бытует мнение, что престижные вещи продаются только в бутиках. Но стоит ли дело того?
Покупатели
Я одевалась везде. На барахолке, в бутике, магазине готовой одежды, секонд-хэнде. Мне было все равно, как на меня смотрят продавцы, потому что за словом в карман я не лезла. Если что-то не нравится, я умею поставить человека на место. Однако для многих моих подруг это проблема. По их словам, продавцы разных типов магазинов – это особая категория людей, которые зачастую любят самоутверждаться за счет других. Ареал обитания таких людей – магазины, где одежда стоит дороже, а вы платите за марку, а не за качество. Таких мест сейчас много.
С распадом Советского Союза изменилось все. Теперь у нас есть выбор — где одеваться и что одевать. Запад стал нам ближе, а в городах появились бутики как известных французских и итальянских модельеров, так и фирм готовой массовой одежды. Шагая по московскому Арбату или прогуливаясь по этажам ГУМа, создается впечатление, что теперь Москва – столица моды: даже в отделах русских сувениров цены проставлены в у.е. Здесь бутики различных модельеров, имен которых раньше никто не знал.
Многие иностранцы, работающие в Москве, удивляются тому, как россияне могут себе позволить одеваться в этих новомодных бутиках с заоблачными, иногда совершенно неоправданными ценами. В одной из программ «Принцип домино» на канале НТВ главный редактор журнала «Cosmopolitan» Эллен Фербеек заметила, что она до сих пор из Москвы едет за обновками к себе на Родину. «У нас бутик – это магазин, где может одеться почти каждый, не только избранные. Не понимаю, зачем тратить столько денег на вещи, которые во многом того не стоят».
Как оказалось, такое «модное шествие» не прошло без последствий. В погоне за длинным рублем города стали наполняться так называемыми «бутиками» – красиво оформленными отделами, торгующими товарами лишь издалека напоминающими изделие всеми любимой марки. Вещи турецкого или китайского производства заполнили промежуточную нишу на пути к построению облика преуспевающего человека. Сейчас мода не только на одежду, но и на место, где ее продают. Теперь это место называется исключительно по-французски – boutique.
Родная «барахолка» — явление постсоветского пространства, и всяческое его упоминание заставляет «наших» иностранцев нервно хихикать. Барахолка – часть нашей переходной экономики, как безработица и нищие на улицах, один сплошной рынок, растянутый на многие километры, где можно найти все. Кроме того, барахолка – это еще и карманники, рыскающие в поисках невнимательных граждан, трата драгоценного времени, нервные срывы для тех, кто бывает там не часто, и многое другое. Иногда за это бывает вознаграждение в виде сэкономленных денег, иногда нет, но, так или иначе, люди сюда едут. Почему? Потому что знают: в городских «бутиках» можно зачастую найти то же самое, но раза в три дороже. Зачем тратить лишние деньги? Лучше потратить лишнее время!
Как быть? Где престижнее одеваться людям и имеет ли престиж при выборе гардероба какое-то значение? А главное — как соблюсти разумный предел между престижем и здравым смыслом?
Моя подруга Айя, редактор эфира на радио, одевается везде. Говорит, что престижная вещь должна вызывать уважение, но сама любит сочетать уважение с ценой. Маечки и другие подобные вещи она покупает на барахолке, и тут дело не в престиже, а в удобстве и финансовых возможностях. Она не понимает, какая разница, где куплена вещь, если она тебе идет.
Женя с этим не согласна. Она выбирает Беннетон, Мекс, Мотиви и Манго. По ее мнению, одежда из таких мест позволяет выглядеть прилично.
Третья моя близкая подруга Катя – девушка с кошельком. По ее мнению, вся беда в том, что продавцы дорогих «бутиков» сами никогда не следят за модой, поэтому могут запросто перепутать ее кроссовки, привезенные из Европы, с барахольными. На ее спортивный «прикид» они всегда смотрели косо. Один раз продавщица даже сказала, что вещи в отделе ей уж точно не по карману. Катя чуть не заплакала. «Почему я должна одеваться в дорогие вечерние туалеты, чтобы сделать покупки?» — недоумевает она.
Продавцы
Такие случаи, увы, не редкость. Продавцы, — не хозяева отделов, — ведут себя так, будто им позволено судить нас за наши пристрастия. Что это: отсутствие воспитания и культуры или тенденция времени?
За границей в магазин можно прийти в рваных кедах, и тебя будут обслуживать так, как будто у тебя миллионный счет в банке и все об этом знают: с уважением и вежливостью. У нас поход по магазинам приравнен к походу в оперу. Побродив по столичным бутикам, я поняла: мне смешно. Нашим советским зажатым покупателям нужно заниматься аутотренингом, потому что категория людей, работающих в «бутичной» торговле, — это совершенно редкая мутация, которую следует выделить и классифицировать отдельно. Правда, на моей иерархической лестнице всего три ступени.
Начнем с верхней ступеньки. Девушки, забившиеся за стойку продавца и уткнувшиеся в книжку. Они достойны сожаления. Им приходится несладко, также как и нам, покупателям. Они вежливы, но достаточно робки, такой их сделала работа. В начале своего пути они пытались честно высказывать свое мнение, но, наткнувшись пару раз на тех, кто не любит, когда им дают непрошеные советы, они замолчали. Классическое воспитание не позволяет им врать или расхваливать. Поэтому они идут на помощь только в крайнем случае, по зову клиента. И каждый раз испускают вздох облегчения, когда клиент уходит. Бутики с такими продавцами – идеальное место для тех, кто ходит в магазин в драных джинсах, у кого есть свое мнение или тот, кого уже успели обидеть.
Средняя ступенька отдана тем, кто всегда поможет, будет стоять за спиной и сопеть в ухо, бросать оценивающие взгляды и иногда кривить гримасу, сомневаясь по поводу того, что товар вам по карману. Однако такие особи всегда боятся за свое рабочее место, поэтому вслух вам ничего не скажут. Обитают они парами, тройками или стаями. Как правило, их можно заметить издалека, сидящими и сплетничающими за чашкой чая со сладостями. Как только вы покинете магазин, вас тут же обсудят, разберут по косточкам и присвоят особый ярлык отличия. Некоторые даже сделают предположение при вашем входе в магазин, что все равно вы ничего не купите.
Последнюю ступень эволюционной лестницы занимают те, кто мнит себя знатоком моды и законодателем вкуса. В детстве они всегда хотели быть модельерами/модными критиками/стилистами, но жизнь забросила их в магазин. Теперь они преподадут вам урок. Они меряют вас взглядом, прохаживаются как по подиуму, и обязательно заметят, что вам идет, а что нет. Но всё это только в том случае, если ваш внешний вид соответствует их представлению о человеке, достойном данного бутика. Если нет, вам намекнут или прямо скажут, что вам здесь не место. Лучше тренируйте нервы, если хотите посмотреть на новую сумочку от Ральфа Лоурена. Без боя она не сдастся.
Итак, остался вопрос: стоит ли овчинка выделки? Готово ли на вашем лице зубастое выражение, не дающее продавцу ни малейшего шанса на грубость? Если вы все же решили рискнуть и зайти в бутик, вооружитесь. Потренируйтесь дома, напишите список метких выражений, вызубрите словосочетания. Далее сделайте сногсшибательный макияж, наденьте все имеющиеся бриллианты, туфли на шпильке, позаимствуйте у соседки дешевый, но крутой по советским меркам сотовый телефон и попросите ее позвонить вам в указанное время. Не забудьте про попсовый аромат духов, рекламируемый по всем телеканалам, без него вы пропадете. Противно, конечно, но у российских продавцов именно такое представление о благосостоянии клиента: часы «Ролекс» и белый Мерседес. Просто других марок товаров они не знают.
Хорошую, модную вещь можно приобрести не только в бутике. Если барахолка вам не к лицу, то магазины готовой одежды – нечто среднее между престижем и качеством. Здесь за улыбку идет процент к зарплате, всегда рады любому посетителю. Здесь много молодежных и не только, хороших и качественных вещей, о которых пишут в модных журналах. Здесь много света, доброжелательности и цены умеренные. Не нужно спешить. Наконец, здесь вам упакуют каждую купленную вещь в фирменный пакет, после чего вы с трудом влезете в такси, но будете довольны сделанным шоппингом. Вот такой бутик наоборот.
Хотя на самом деле то, где и как одеваться – это личное дело каждого человека. Некоторым абсолютно все равно, что на них надето. Как, например, актеру Брюсу Уиллису, который выходит на улицу в рваных джинсах, майке и бейсболке. Вероятно, удобства ради.
Будь то дорогая вещь из бутика или топик с барахолки, главное – уместность одежды и «чтобы костюмчик сидел». Все мы люди разных вкусов, принципов, взглядов, размеров и финансовых возможностей. И понятие «престиж» для нас тоже разное. Однако главное, что для нас остается едино, — чтобы после совершения покупки у нас на душе было спокойно и радостно, и чтобы, надев обновку, мы встречали только восхищенные взгляды и нескончаемые комплименты. Одежда должна красить человека и подчеркивать его достоинства!